до конца
Осеннего призыва
41 дн.

Твой выбор - служба в интересах общества и государства!

Памятка для работников военкоматов «Как принимать заявление от претендента на альтернативную гражданскую службу»

Центр поддержки демократических молодежных инициатив (Молодежный «Мемориал», г. Пермь)

Как принимать заявление от претендента на альтернативную гражданскую службу (АГС) Методическое пособие для сотрудников военкомата

Право на альтернативную гражданскую службу (АГС) есть у каждого гражданина, имеющего религиозные верования или убеждения, несовместимые с несением военной службы. Путь к реализации этого права лежит через подачу в военкомат заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

О сроках подачи заявления

О сроках подачи заявления в законе сказано следующее:

«Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях» (статья 11, пункт 1).

Таким образом, пресекательный (конечный) срок, до которого следует подать заявление, четко определен законом. Срок же, начиная с которого гражданин вправе подать заявление, прямо в законе не обозначен, однако недвусмысленно определяется при внимательном его прочтении. Коль скоро законом определено, что заявления подаются гражданами «в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете», следовательно, до постановки на учет заявление принято не будет. А после постановки на учет должно быть принято. Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Сразу после этого можно нести в военкомат заявление на АГС.

В переводе с юридического языка на человеческий: подлежащие призыву в осенний призыв сдают заявления до 1 апреля – за шесть месяцев до «своего» призыва. Призываемые весной – до 1 октября предыдущего года, также за полгода. Это касается и тех, у кого отсрочки (например, образовательные) истекают до завершения соответствующего призыва.

Единственное исключение из этого правила касается тех, у кого во время очередного призыва прекратились основания отсрочки (например, по причине отчисления из вуза). В таком случае закон предоставляет возможность подать заявление в течение 10 дней со дня когда во время очередного призыва прекратились основания отсрочки (например, по причине отчисления из вуза).

Важно знать: заявление военкоматом должно быть принято в любом случае. Закон не наделяет военного комиссара правом отказать в принятии заявления, даже поданного после истечения установленных законом сроков. Такой не допускающий иного толкования вывод следует из пунктов 3 и 4 статьи 12 закона об АГС, согласно которым только призывной комиссией и никем иным может быть принято мотивированное решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в том числе и по основанию нарушения срока и (или) порядка подачи заявления.

При этом призывная комиссия не лишена права вынести положительное заключение по заявлению и в случае нарушения срока (порядка) его подачи, поскольку закон не содержит императивного требования об отказе гражданину при допущении им указанных нарушений. Обстоятельства, помешавшие вовремя подать заявление, могут быть признаны уважительными (особенно при документальном подтверждении болезни, нахождения в командировке и т.п.).

Заявление подается в военный комиссариат лично гражданином, претендующим на АГС. Действовать через представителя закон об АГС не разрешает. Это вытекает из статьи 3 закона, где говорится, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане, которые лично подали в военкомат соответствующее заявление.

Подача заявления лично вовсе не означает обязательного физического появления заявителя в военкомате (лично можно направить заявление и почтой, – важно лишь, чтобы под ним стояла подпись заявителя, а не его родителей). Дистанционно общаться с военкоматом на этом этапе законом не запрещено.

Каким должно быть заявление

В Федеральном Законе РФ «Об альтернативной гражданской службе» об этом сказано следующее:

«В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. <...>
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию» (статья 11, пункты 1 и 2).

Заявление пишется в свободной форме. Оно может быть названо или просто «заявление» или «заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой».
Важно учитывать: законом установлен не доказательственный, а обосновательный принцип. Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. В заявлении необходимо лишь обосновать свой выбор.

Закон не обязывает гражданина излагать свои убеждения подробно и детально или объяснять причины своего религиозного выбора. Достаточно лишь указать на вероисповедание, принадлежность к общине, на то, что прохождение военной службы невозможно по религиозным основанием, либо сослаться на убеждения, уточнив, какими именно убеждениями мотивирован выбор. Закон требует не изложения причин и обстоятельств, а только указания на них.

В то же время вовсе не запрещено и, конечно же, не будет хуже, если заявитель достаточно подробно опишет свои взгляды, свое понимание военной и альтернативной службы, формирование своих убеждений и нравственных принципов.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. В законе говорится, что приложение характеристики обязательно «для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)». Если на момент подачи заявления гражданин не работает и не учится, но ранее работал и учился, должна быть представлена характеристика с последнего места работы и последнего места учебы. Если гражданин и работает, и учится, также необходимо представление двух характеристик. Если гражданин работает, кроме характеристики с места работы прикладывается характеристика с последнего места учебы.

Иных документов, кроме заявления, автобиографии и характеристики (характеристик), военкомат требовать не вправе. При этом в законе оговаривается право гражданина по собственной инициативе приложить к заявлению и другие документы. Это могут быть, например, копии свидетельства о заключении брака, диплома, трудовой книжки. Приложить их уместно для того, чтобы при определении места прохождения АГС были учтены образование, профессия, квалификация, семейное положение. Это могут быть и медицинские диагностические документы, особенно важные в случаях, когда имеющиеся заболевания не влекут освобождения или отсрочки от военной службы, но имеют значение при подборе гражданину места прохождения альтернативной службы.

Другие возможные (но не обязательные!) документы должны иметь отношение к содержанию заявления. Это могут быть характеристики из других организаций (помимо места работы или учебы), в частности, по месту жительства или от профсоюза, заявления лиц, подтверждающих достоверность доводов гражданина, адресованные призывной комиссии и нотариально заверенные (такие документы будут весьма кстати, если затруднительно обеспечить личное участие представителей в заседании комиссии), а также справки и характеристики от общественных или религиозных объединений. Однако к гражданину ни в коем случае не может предъявляться требование о предоставлении справки, подтверждающей его вероисповедание или принадлежность к общественной организации, даже если он ссылается в заявлении на свою принадлежность к определенной общине, пацифисткой или иной организации. Несоответствие доводов, содержащихся в заявлении, фактическим обстоятельствам должна доказывать призывная комиссия, если она сомневается в правдивости утверждений о принадлежности соискателя к той или иной организации.

В любом случае, прилагать ли к заявлению «другие документы» и какие именно, решает заявитель. Военкомат не вправе отказать в приеме приложений и давать оценку их относимости к заявлению.

Один экземпляр заявления сдается в военкомат, на втором, который остается у заявителя, сотрудником канцелярии или второго отделения военкомата делается отметка о приеме и ставится штамп.

Яндекс.Метрика