до начала
Осеннего призыва
9 дн.

Твой выбор - служба в интересах общества и государства!

Трудовые права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Центр социально-трудовых прав, Гвоздицких Анна

В статье рассматривается, какие трудовые права есть у граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и какие ограничения установлены для их реализации.

Альтернативная гражданская служба (далее - АГС) – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ).

Из этого определения видно, что АГС сочетает в себе как собственно трудовую деятельность, так и военную службу. Соответствующим образом, АГС регулируется как трудовым законодательством, так и специальным, которое можно отнести к военному. Причем приоритет отдается последнему, и не только в вопросах, связанных с направлением на АГС и ее прохождением, но и при реализации собственно трудовых прав граждан.

Правовой основой прохождения АГС является Конституция РФ (часть 3 статьи 59) и общепризнанные международные нормы и принципы. Прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ (далее - Закон), иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а также законодательством субъектов РФ, применяемым в части, не противоречащей Закону. Основным иным федеральным законом является Трудовой кодекс РФ (ст. 349). Среди подзаконных нормативных правовых актов самым важным является Положение о прохождении альтернативной гражданской службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 г. № 256 (далее по тексту - Положение).

Рассмотрим, какие трудовые права есть у граждан, проходящих АГС, какие установлены ограничения для их реализации. В данной статье не будут затронуты административные вопросы порядка направления на АГС и ее прохождения (основания для направления, порядок принятия соответствующего решения призывной комиссией и др.).

Логика рассмотрения будет соответствовать общей логике развития трудовых отношений: от приема на работу до увольнения.

Прием на работу и условия трудового договора.

Первая особенность регулирования труда «альтернативщика» заключается в моменте начала работы. Поскольку гражданин направляется для прохождения АГС в организации, определяемые по правилам ст. 4 Закона, и моментом начала несения АГС является день убытия гражданина к месту ее несения, указанный в предписании военного комиссариата, говорить о приеме на работу в строгом смысле этого слова не приходится. Вместе с тем, работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения АГС, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения АГС в этой организации, а также в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат и федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация (п. 2 ст. 16 Закона).

Уже на этом этапе выделяется и другая важная особенность: на работодателя, который принимает на работу «альтернаивщика», возлагается множество контрольных функций, не свойственных классическим трудовым отношениям.

Гражданин, прибывший в организацию для прохождения АГС, обязан предоставить работодателю как документы, связанные с прохождением АГС (например, предписание военкомата), так и документы, которые предоставляют все граждане при приеме на работу: трудовую книжку, кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии); документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии) (п. 39 Положения).

Что касается трудовой функции гражданина, проходящего АГС, то он, по большей части, будет вынужден соглашаться на ту работу, на которую его направят. В Законе (п. 5 ст. 4), правда, говорится о том, что при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на АГС, и места ее прохождения учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах, однако считать это положение полноценной гарантией, к сожалению, невозможно.

Закон запрещает работу по совместительству для граждан, проходящих АГС. В соответствии со ст. 21 Закона, они не имеют права занимать руководящие должности, а также совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях.

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается (п. 41 Положения).

Срок трудового договора определяется по правилам абз. 10 ст. 59 ТК РФ (выполнение заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение не может быть определено конкретной датой). Причем срочный трудовой договор заключается в императивном порядке: гражданин, проходящий АГС, не имеет права отказаться от заключения срочного трудового договора (ст. 21 Закона).

С тем, чтобы обеспечить действительное прохождение АГС, Закон устанавливает перечень случаев, когда те или иные периоды не засчитываются в срок прохождения альтернативной гражданской службы.

К таковым относятся:

а) прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

в) время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

г) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Таким образом, при заключении срочного трудового договора невозможно определить конкретную дату окончания прохождения АГС.

Перевод.

В связи с особенностями прохождения АГС право на перевод по собственной инициативе существенно ограничено, точно так же, как и гарантии при переводе, установленные ТК РФ, практически не применяются.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 16 Закона, по решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие АГС в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории России. По сути, мы имеем дело со специфическим временным переводом по производственной необходимости, при котором гарантии по ограничению его продолжительности, порядку оплаты труда не определены, а предусмотренные ТК РФ - не применяются.

Постоянный перевод гражданина, проходящего АГС, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются Положением. Основаниями для такого перевода являются (п. 44 Положения):

а) ликвидация организации;

б) сокращение штатной численности организации;

в) производственная необходимость;

г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

е) иные случаи (по решению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

Решение о таком переводе принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Рабочее время и время отдыха.

По общему правилу, работодатель обязан соблюдать установленные ограничения по продолжительности рабочего времени граждан, проходящих АГС и работающих у него.

Пункт 1 статьи 20 Закона гласит, что продолжительность рабочего времени граждан, проходящих АГС, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона, п. 43 Положения, федеральный орган исполнительной власти либо руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной организации которого гражданин проходит АГС, может определить специальные мероприятия, при участии в которых «альтернативщик» может быть вынужден исполнять свои трудовые обязанности без ограничения общей продолжительности рабочего времени. Условиями такой работы являются «необходимость», которая, видимо, также определяется исполнительными органами власти. Реализация права на отдых при такой работе происходит по следующей схеме:

- время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках,

- за каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха,

- отдых предоставляется гражданину, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданин, проходящий АГС, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительности. Продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных #M12291 901807664ТК РФ (при этом гражданин предоставляет работодателю документы, подтверждающие основания для продления отпуска). «Альтернативщики» имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год) (п. 8 ст. 19 Закона).
Оплата труда.
Гражданин, проходящий АГС, точно так же, как и другие работники, получает заработную плату за свой труд. Размер оплаты его труда определяется работодателем и производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Увольнение.

Гражданин, проходящий АГС, по определению, не может реализовать право на увольнение по собственному желанию, как другие работники, более, того, ему это запрещено (ст. 21 Закона). Он может проявить инициативу, конечно, но только в тех случаях, которые являются основаниями для досрочного увольнения с АГС. Аналогично, и право работодателя на увольнение гражданина, проходящего АГС, ограничено.

Итак, по общему правилу, гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы по истечении ее срока.

Досрочное увольнение возможно по следующим основаниям (ст. 23 Закона, п. 56 Положения):

- в связи с признанием военно-врачебной комиссией гражданина не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

- в связи с осуществлением гражданином полномочий члена Совета Федерации РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы,

- иные основания, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

В любом случае решение об увольнении гражданина с АГС принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. И именно это решение является основанием для расторжения работодателем срочного трудового договора с «альтернативщиком». Работодатель должен произвести соответствующую запись в трудовой книжке увольняемого и выдать ему в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

Трудовые споры.

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций (ст. 21 Закона).

Однако граждане, проходящие АГС, имеют право на объединение и на вступление в профессиональные союзы для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Трудовой и страховой стаж.

Закон гарантирует, что время прохождения гражданином АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности (п. 2 ст. 19). Общий трудовой стаж не имеет в настоящее время правовой нагрузки. Непрерывный трудовой стаж необходим для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Для назначения трудовой пенсии на общих основаниях необходим страховой стаж. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период прохождения АГС должен засчитываться в страховой стаж на общих основаниях, то есть как период работы.

Время прохождения гражданином АГС в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином АГС на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на социальные гарантии и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иные гарантии и права.

Пунктом 4 статьи 19 Закона предусмотрена своеобразная гарантия трудоустройства после увольнения с АГС: за гражданином, работавшим до направления на АГС в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с АГС сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

Гражданам, проходящим АГС, гарантируется сохранение права на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения (п. 6 ст. 19 Закона). При этом им должны предоставляться те гарантии и компенсации, которые предусмотрены ТК РФ для работников, совмещающих работу с обучением. Однако «альтернативщикам» не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время), как это предусмотрено, например, ч. 4 ст. 173 ТК РФ. Так, в соответствии с указанной частью, работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов.

Яндекс.Метрика